4 апреля
1968 года с площадки LC-39A Космического центра Кеннеди стартовала вторая
ракета-носитель Saturn V, открывая миссию Apollo 6 — финальное беспилотное испытание перед первыми
пилотируемыми полётами к Луне. Несмотря на ряд технических неполадок, этот
полёт стал важной вехой в программе Apollo,
подтвердившей готовность ракеты к отправке астронавтов в космос.
🎯 Цели миссии
Apollo 6 (AS-502) имела следующие ключевые
задачи:
Проверка способности ракеты Saturn V доставить корабль Apollo
на орбиту и за её пределы.
Тестирование повторного включения
третьей ступени (S-IVB) для имитации транслунной инъекции.
Проверка работы двигательной
установки командно-служебного модуля (CSM) в условиях, приближенных к реальному
полёту.
Оценка поведения конструкции при
вибрационных нагрузках, включая эффект «пого».
Тестирование теплозащиты командного
модуля при высокоскоростном входе в атмосферу.
Ракета стартовала 4 апреля 1968
года. Во время работы первой ступени S-IC наблюдались продольные колебания
корпуса ракеты. Через 2 минуты полёта возникли вибрации, превышающие нормы.
Через 4 минуты 38 секунд полёта возникают проблемы в работе второй ступени
(уменьшение температуры в главном клапане окислителя, увеличение давления в ЖРД
№ 2). Затем на второй ступени отключились два двигателя. Через 5 минут 18
секунд в том же двигателе внезапно сократилась тяга на 2500 килограммов. Чтобы
компенсировать недостающую скорость, была отделена ступень S-II, но из-за
перерасхода топлива кораблю не удалось выйти на высокоэллиптическую орбиту.
Старт «Аполлона-6»
После двух
витков на низкой орбите, во время которых производились проверки систем ракеты
и корабля, должен был повторно включиться двигатель третьей ступени. В лунных
экспедициях это включение отправляло корабль с астронавтами к Луне. Однако
двигатель повторно включить не удалось, и корабль был отделён от третьей
ступени на низкой орбите. Для выполнения задач полёта было решено отправить
корабль на эллиптическую орбиту с высоким апогеем с помощью его собственного
двигателя. Двигатель корабля был включён примерно на 7 минут 20 секунд (дольше,
чем требовалось в любой пилотируемой экспедиции к Луне), в результате апогей
увеличился до 22,2 тыс. км. Однако при этом было израсходовано почти всё
топливо (его оставалось менее чем на полминуты работы двигателя), и это не
позволило в дальнейшем разогнать корабль на нисходящей ветви до второй
космической скорости. Скорость входа в атмосферу составила приблизительно 10,0
км/с, на 1,2 км/с меньше расчётной. Место посадки отстояло на 90 км от
расчётной точки.
Отделение
первой ступени ракеты и переходника в ходе полёта Аполлон-6 было заснято
бортовыми автоматическими кинокамерами. Камеры, заключённые в специальные
контейнеры, были оснащены широкоугольными объективами и вели ускоренную съёмку
на скорости 15х от нормальной. Они устанавливались по бортам в нижней части
второй ступени носителя; вскоре после отделения первой ступени, после проведения
съёмки, на высоте порядка 70 км они отделялись и совершали парашютный спуск в
океан, где подбирались кораблями инженерной службы. После запуска Аполлон-6
одна из двух камер так и не была найдена службой поиска, вероятно — из-за
отказа поискового радиомаяка.
Отделение переходника в ходе полёта Аполлон-6 (НАСА)
Командный модуль
✅ Результаты и значение
Несмотря на
технические проблемы, миссия Apollo 6 достигла
большинства своих целей:
Подтверждена способность ракеты Saturn V выводить полезную нагрузку на орбиту.
Проверены системы управления и
навигации в реальных условиях.
Получены ценные данные о
вибрационных нагрузках и поведении конструкции.
Эти
результаты позволили NASA перейти к следующему этапу программы — первому
пилотируемому полёту Apollo 7.
📚 Заключение
Миссия Apollo 6 стала важным шагом в подготовке к высадке человека
на Луну. Она продемонстрировала, что даже в условиях технических неполадок
можно достичь поставленных целей и получить необходимую информацию для
дальнейших успехов.
Для более
подробного ознакомления с миссией Apollo 6 вы можете
посмотреть следующее видео: