Заглядывая дальше
  
  
`

Удивительная миссия Voyager-2
 

Программа NASA Apollo
 

Лунный заговор
Конспирологическая версия
 

Полет вокруг Земли
   
 

Смена дня и ночи
на Марсе.
Великолепная съемка
от NASA
 
 

НАСА. Апполон-11.
Лунная миссия.
Высадка на Луну (оригинал)
 
 
 

Секреты NASA
 

Американцы на Луне (версия)
    
 
 
 
 
 

 
 

Планета в реальном времени
 
 

Эти забавные животные
 

Сонный белый медвежонок
 

Очарование природы
 
 

Самое прикольное видео
 

Глаз не отвести...
 

Про спорт...
и не только
 

Программа NASA Apollo
 

Лунный заговор
Конспирологическая версия
 

Что такое биткоин и криптовалюта, вообще
 

Ешьте на здоровье!
Все о продуктах, кухни мира и рецепты
 
 

NASA Apollo 8: Первый облёт Луны человеком

Миссия Apollo 8, стартовавшая 21 декабря 1968 года, стала историческим событием не только в рамках программы Apollo, но и во всей истории космонавтики. Это был первый в мире пилотируемый полёт, в ходе которого люди покинули околоземную орбиту, облетели Луну и вернулись обратно на Землю. Apollo 8 открыл путь к высадке на Луну и продемонстрировал технологическую мощь США в разгар космической гонки.

«Аполло́н-8» — второй пилотируемый космический корабль в рамках американской космической программы «Аполлон». В результате его полёта люди впервые достигли окрестностей другого небесного тела, Луны, и вышли на окололунную орбиту. Полёт ознаменовал начало новой эры в исследованиях космоса и в истории человечества. В ходе него люди впервые покинули околоземное пространство и увидели свою планету целиком издалека, впервые покинули гравитационное поле Земли и оказались в гравитационном поле её спутника, впервые подверглись воздействию солнечной радиации за пределами магнитного поля Земли, впервые собственными глазами увидели обратную сторону Луны и восход Земли над лунным горизонтом, впервые временно оказывались (находясь за лунным диском) в состоянии, когда с Землёй не было никакого контакта, и впервые вошли в атмосферу Земли со скоростью возвращения от Луны.


Предпосылки миссии:
Изначально
Apollo 8 планировалась как тест лунного модуля (LM) на околоземной орбите. Однако из-за задержек с подготовкой LM миссию переформатировали в полёт к Луне. Это решение было принято в августе 1968 года, всего за 4 месяца до старта, и стало смелым шагом со стороны NASA. Новый план предусматривал выведение командно-служебного модуля (CSM) на орбиту Луны, облет её и возвращение.

Корабль включал в себя только основной блок в составе: командный отсек (образец СМ-103, масса — 28,9 т) и служебный отсек (SM-103). Вместо лунного модуля на носителе был установлен макет (к Луне не полетел). Для запуска использовалась ракета Сатурн-5 (образец AS-503). Это был первый экземпляр ракеты, использовавшийся для запуска пилотируемого корабля.


Экипаж
Apollo 8:
- Командир — Фрэнк Борман
- Пилот командного модуля — Джеймс Ловелл
- Пилот лунного модуля — Уильям Андерс

Дублирующий экипаж: Нил Армстронг, Эдвин Олдрин, Фред Хейз.

Экипаж поддержки: Томас Маттингли, Джон Булл/Вэнс Бранд, Джеральд Карр

 

Слева направо: Джеймс Ловелл, Уильям Андерс, Фрэнк Борман

Экипаж был опытным: Борман и Ловелл уже летали в Gemini 7, а для Андерса это был первый и единственный полёт. Ловелл позже станет командиром знаменитого Apollo 13.


Цели миссии:
- Протестировать ракетоноситель
Saturn V в условиях полёта к Луне.
- Проверить системы навигации, связи и управления на транслунной траектории.
- Провести облет Луны и выйти на её орбиту.
- Сделать фото Луны и поверхности для будущей посадки.
- Проверить тепловую защиту при возвращении с лунной скорости.


Подготовка и старт:
Старт состоялся 21 декабря 1968 года с площадки
LC-39A в Космическом центре Кеннеди. Это был второй пилотируемый запуск ракеты Saturn V, после успешной миссии Apollo 7. Всё прошло штатно. Третья ступень ракеты S-IVB вывела корабль на околоземную орбиту, а затем — после второго включения — на траекторию к Луне.


Старт Apollo 8 на Saturn V


Путь к Луне:
После выхода последней ступени ракеты-носителя с кораблём на начальную геоцентрическую орбиту, наземные службы и экипаж в течение примерно двух часов производили проверку бортовых систем и убедились в их исправности.

Третья ступень РН Сатурн-5 с установленным макетом лунного модуля, сфотографированная экипажем «Аполлона-8»

Двигатель последней ступени ракеты-носителя был включён для перевода корабля на траекторию полёта к Луне в 2 часа 50 минут 31 секунду полётного времени и проработал 317 секунд. Факел от работы двигателя (космическая медуза) визуально наблюдали на Гавайских островах в предрассветные часы.

После выхода на траекторию полёта к Луне Борман развернул ступень с кораблём так, чтобы корабль был обращён передней частью к Солнцу, что обеспечивало необходимое освещение при предстоящем фотографировании. В 3 часа 21 минуту полётного времени корабль отделился от ступени, развернулся на 180° и в течение некоторого времени совершал с ней групповой полёт. Астронавты фотографировали ступень и установленный на ней макет лунного модуля.

 

Третья ступень РН Сатурн-5 с установленным макетом лунного модуля, сфотографированная экипажем «Аполлона-8»

 

Завершив групповой полёт, астронавты включили вспомогательные двигатели корабля для обеспечения удаления от ступени. Затем были произведены слив остатка кислорода через двигатель ступени и включение её вспомогательных двигателей. В результате было обеспечено расчётное приращение скорости, однако вследствие недостаточно точного контроля ориентации, ступень сблизилась с кораблём и следовала за ним на расстоянии примерно трёхсот метров. Руководители полёта сочли это опасным, и в результате в 4 часа 45 минут полётного времени было произведено не предусмотренное первоначальной программой полёта включение вспомогательных двигателей корабля для его отвода от последней ступени ракеты-носителя на безопасное расстояние.

На одиннадцатом часу полётного времени и на расстоянии примерно 96 000 км от Земли была произведена первая коррекция траектории полёта.

Примерно на девятнадцатом часу полёта Борман почувствовал тошноту и боль в желудке. Некоторое недомогание испытывали и другие члены экипажа. Приняв по таблетке против укачивания и таблетке закрепляющего средства, астронавты почувствовали себя лучше.

На тридцать втором часу полёта, когда корабль находился на расстоянии 255 000 км от Земли, начался первый сеанс телевизионной передачи с борта. Качество изображения при съёмках кабины и астронавтов было удовлетворительным, при съёмке Земли телеобъективом — неудовлетворительным. Во время второго сеанса (шестьдесят шестой час полёта) качество удалось улучшить путём подбора фильтров. Была показана Земля с расстояния примерно 330 000 км.

Через 55 часов 38 минут после начала полёта корабль вышел из поля тяготения Земли и вошёл в поле тяготения Луны. На шестьдесят втором часу полёта была произведена вторая и последняя коррекция траектории на трассе «Земля — Луна».

 


Траектория
Apollo 8 к Луне

 

Выход на орбиту вокруг Луны

Разрешение на переход на селеноцентрическую орбиту астронавты получили в 68 часов 04 минуты полётного времени. Примерно через час корабль зашёл за Луну, на расстоянии примерно 126 км от неё был включён основной двигатель, который проработал 246,5 секунды и перевёл корабль на эллиптическую селеноцентрическую орбиту с высотой периселения 113 км, высотой апоселения 312 км и периодом обращения 2 часа 10 минут. Пульс Бормана в период работы двигателя поднялся до 130 ударов в минуту.

Лунная поверхность, сфотографированная экипажем «Аполлона-8». На переднем плане кратер Гоклений диаметром примерно 70 км

 

Восход Земли над лунным горизонтом, сфотографированный экипажем «Аполлона-8» (так называемая фотография Earthrise). Это изображение, вместе с начальными словами Быт. 1:1 воспроизведено на почтовой марке, выпущенной в США в честь полёта

 

В период обращения по эллиптической орбите астронавты производили фотографирование поверхности Луны, вели визуальные наблюдения и осуществляли навигационные эксперименты.

На семьдесят втором часу полёта был проведён третий телевизионный сеанс. Астронавты показывали Луну.

В 73 часа 35 минут, совершив два витка по эллиптической селеноцентрической орбите, астронавты произвели включение основного двигателя корабля, который проработал 9 секунд и перевёл корабль на почти круговую орбиту с высотой периселения 112,1 км, высотой апоселения 112,7 км и периодом обращения примерно 2 часа.

 

Лунная поверхность, сфотографированная экипажем «Аполлона-8». На переднем плане кратер Гоклений диаметром примерно 70 км

 

Во время полёта по круговой орбите астронавты продолжали съёмку Луны, Земли и навигационные эксперименты. На шестом витке Борман приказал прекратить все эксперименты в связи с переутомлением экипажа.

В 85 часов 40 минут полётного времени был проведён четвёртый телевизионный сеанс. В связи с большим интересом, проявлявшимся к этому сеансу, он продолжался двадцать пять минут вместо запланированных двадцати. Астронавты показывали Луну, сопровождая показ комментариями. Затем Борман сказал, что у них есть послание для всех жителей Земли. Члены экипажа по очереди прочли отрывок из первой главы Библии Быт. 1:1—10, затем Борман, завершая сеанс, произнёс: «От имени экипажа мы заканчиваем трансляцию пожеланиями спокойной ночи, удачи, весёлого Рождества и благослови Господь всех вас там, на прекрасной Земле», после чего корабль в последний раз зашёл за Луну.

На десятом витке, в период отсутствия радиоконтакта, в 89 часов 19 минут полётного времени был включён основной двигатель для обеспечения перехода на траекторию полёта к Земле.

Радиосигнал от корабля был зарегистрирован на Земле в расчётное время, но возобновление голосовой связи произошло на 6 минут позже, что создало большую напряжённость в центре управления полётом.

После восстановления радиоконтакта, в связи с наступающим Рождеством, Борман шутя заявил: «Пожалуйста, имейте в виду, что здесь присутствует Санта-Клаус», на что находящийся на связи астронавт Томас Маттингли ответил: «Ну, вам, без всякого сомнения, виднее…».


Фотография Земли с расстояния 30 000 км. Первая снятая живым человеком полная фотография Земли. Автор — предположительно Уильям Андерс

Возвращение на Землю

На трассе «Луна — Земля» астронавты много времени отдыхали: сказывалось нервное напряжение и переутомление. Андерс заснул на 45 минут во время своего дежурства.

На траектории полёта к Земле была проведена всего одна коррекция — на сто пятом часу полёта, когда корабль находился на расстоянии 310 000 км от Земли. Вскоре после этого был проведён пятый телевизионный сеанс. Астронавты показывали Землю, а также оборудование кабины, сопровождая показ комментариями.

На сто двадцать восьмом часу полёта был проведён последний сеанс телевизионной передачи с борта. Астронавты показывали Землю с расстояния примерно 180 000 км. Общая продолжительность телевизионных сеансов составила примерно 2 часа.

В 146 часов 31 минуту полётного времени произошло отделение отсека экипажа от двигательного отсека командного модуля, и последний с помощью вспомогательных двигателей был отведён от отсека экипажа, после чего отсек экипажа вошёл в атмосферу.

Пропадание радиосигнала продолжалось 6 минут. Тормозные парашюты раскрылись в 146 часов 54 минуты полётного времени.

Приводнение отсека экипажа произошло в Тихом океане юго-западнее Гавайских островов в точке с координатами 8°08′с. ш. 165°01′з. д. в 5 км от авианосца «Йорктаун». Полёт продолжался 147 часов 00 минут 11 секунд.

При приводнении отсек экипажа перевернулся днищем вверх, но с помощью надувных баллонов-поплавков был быстро установлен в расчётное положение (днищем вниз). Вертолёт достиг отсека почти сразу же после приводнения и завис над ним, освещая его прожектором. Спасательные операции начались только с рассветом, то есть примерно через 35 минут после посадки.

Астронавты открыли люк, были подняты на борт вертолёта и доставлены на авианосец через 1 час 16 минут после приводнения. Отсек экипажа также был поднят на борт авианосца.

Руководители советской космической программы наблюдали за посадкой по закрытому кабельному каналу «Евровидения».

 

Отсек экипажа корабля «Аполлон-8» на палубе авианосца «Йорктаун»

 

Итоги полёта

NASA объявило об исключительном успехе полёта. Основными достижениями считаются: проведение детальной разведки лунной поверхности, что было чрезвычайно важно для планирования высадки астронавтов на Луну; демонстрация способности командного модуля корабля совершать сложные космические полёты с большим удалением от Земли практически без отказов и неисправностей; демонстрация безопасности для экипажа таких полётов; получение большого количества важной информации и резкое увеличение популярности космической программы в США и за границей. На лунной орбите экипаж провёл 20 часов, совершив 10 витков.


Значение миссии:

-
Apollo 8 впервые доказал возможность пилотируемого облёта Луны.
- Были проверены все этапы транслунного перелёта и выхода на орбиту Луны.
- Миссия подтвердила работоспособность
Saturn V и систем CSM.
- Это был гигантский шаг в технологической и моральной подготовке к
Apollo 11.


Исторический и культурный вклад:
Apollo 8 стал мощным ответом США в космической гонке, особенно после успешных запусков СССР. Образ «Восхода Земли», сделанный Уильямом Андерсом, стал иконой экологического движения.
В посланиях
NASA и Белого дома Apollo 8 называли «миссией надежды» на фоне сложного 1968 года, ознаменованного войной, протестами и политическими потрясениями.



Эмблема миссии
Apollo 8



Заключение:
Apollo 8 стал одной из важнейших миссий в истории освоения космоса. Благодаря мужеству экипажа и блестящей работе инженеров NASA, человечество впервые увидело Землю со стороны Луны. Это событие вдохновило весь мир и сделало возможной будущую высадку человека на Луну.

Программа NASA Apollo
Apollo 1: Трагический старт великой программы Apollo 2: Несостоявшийся шаг к Луне
Apollo 3: Испытание, которое подготовило путь к Луне Apollo 4: ракета Saturn V и космический корабль Apollo могут работать как единая система
Apollo 5: Первый полёт лунного модуля Apollo 6: Последний беспилотный шаг к Луне
Apollo 7: Первый шаг человека к Луне Apollo 8: Первый облёт Луны человеком
Apollo 9: Полный тест лунного модуля в космосе Apollo 10: Генеральная репетиция перед высадкой на Луну
Apollo 11: Первый шаг человечества на Луне.
Часть 1. Предполетная подготовка
 
 
Яндекс.Метрика
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сказочно красивые города (видео)
 

Фотоприколы
 
 

Это любопытно...
 

Шедевры классической и инструментальной музыки
 

Найди себе работу
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 © 2011- 2025 "WonderfulNature"
 При использовании материалов ссылка на источник обязательна
   
 Писать: wonderfulnature.ru@gmail.com