Человек
на Луне?
Какие доказательства?
Александр Попов
Часть 1
Разбор полётов
К Луне
Раздел 7. А испытан ли лунный модуль?
Впереди – посадка на Луну. Самое время ещё раз вспомнить, а достаточно ли
испытан лунный модуль, если иметь в виду этот самый процесс посадки?
Скептик: лунный модуль не испытан
Шесть раз садились на Луну и взлетали с неё лунные модули. По мнению автора
[1], это очень необычный пример многократного, безаварийного функционирования
сложнейшей космической системы, которая до этого ни разу не испытывалась в
тех реальных условиях, на которые она рассчитана. Вот сокращённый отрывок
из его статьи с небольшой корректировкой хронологических неточностей, сделанных
по данным [2]:
«Американцы посылают автоматические станции к Луне. Попадают в Луну только с
двенадцатого раза в 1962 году («Рейнджер-4»). Советская «Луна-2» попадает в
Луну в 1959 году. В 1966—68 г.г. на Луну мягко садятся 5 из 7 посланных
аппаратов «Сервейер» (масса – 0,3 т). Пока процесс освоения Луны протекает
правдоподобно. Неудачи чередуются с удачами. Ни одна американская
автоматическая станция после посадки не взлетает. Это всё, что американцы имели
перед прилунением вручную 15-тонного аппарата (лунного модуля) и последующего
ручного взлёта. В СССР и Великобритании в это время создаются реактивные
самолёты вертикального взлёта и посадки. США такого серийного самолёта не
создали до сих пор. Посадка на Луну и взлёт оказались без предыстории и без
последствий».
Как видим, мнение очень скептическое. Но есть и другие мнения.
Защитники: имитировался весь процесс высадки
Были тренировки на Земле
Илл.1. Тренировки на Земле
а) начало тренировки на тренажёре лунного модуля,
б) конец тренировки,
в) Армстронг спасается на парашюте
Были тренировки на Земле – пишет автор [3]:
«На Земле летал специально построенный для астронавтов тренажёр
(илл.1а). Этих тренажёров было четыре или даже пять. Три из них разбились
(илл.1б). Один раз Армстронг был вынужден катапультироваться (илл.1в). Но
благодаря многочисленным полётам на этих тренажёрах, а также отработке навыков
пилотирования на наземных нелетающих тренажёрах все астронавты уверенно справились
с управлением лунным модулем».
Тренировка с драматическим финалом произошла всего за несколько месяцев до
того, как Нейл Армстронг посадил лунный модуль «А-11» на Луне. На Земле
Армстронга спас парашют. Но на Луне парашют не поможет, да и в любом случае,
судьбе астронавта, оказавшегося на Луне у разбитого корабля, не позавидуешь.
Были испытания в космосе
«Лунный модуль на Земле никто не испытывал. Не может он летать при земной
силе тяжести – сила тяги его двигателя гораздо меньше его веса, так что он просто
не оторвётся от земли. Поэтому его могли испытывать только в космосе. Испытаний
перед первой высадкой было целых три. Сперва его опробовали в беспилотном
режиме во время полёта «Аполлона-5» в январе 1968 года.…Потом было ещё два
пилотируемых испытания – на околоземной орбите во время полёта «Аполлона-9» и
на окололунной – при полёте «Аполлона-10"», – так пишет автор [3].
Его мнение разделяет и автор [4]: «Во время этих испытаний имитировался весь
процесс высадки на Луну…»
Посмотрим, в чём состояли эти испытания, если принять на веру то, что
сообщает о них НАСА. (В том числе и сам факт полёта А-10 к Луне, по поводу
которого у автора возникли сомнения после знакомства с материалами полёта А-8).
Беспилотные испытания лунного модуля (А-5) дали не очень оптимистический
результат:
«Когда же 22 января 1968 года лунный модуль стартовал на ракете
«Сатурн-1» и начались его испытания на орбите, возникли новые осложнения:
двигатели мягкой посадки на Луну проработали лишь 4 секунды из положенных 39.
Повторные включения ничего не дали» [4].
Испытательный полёт лунного модуля А-9 проходил на околоземной орбите уже с
участием экипажа [5]. «Вскоре после старта и выхода на околоземную орбиту
астронавты должны были совершить с модулем довольно сложные эволюции …
Макдивитт и Швейкарт пересели в лунную шлюпку и отчалили от корабля. Во время
этих испытаний имитировался весь процесс высадки на Луну: сначала
спускались, а потом, отбросив посадочную ступень, полетели «домой» к
«Аполлону». Максимальное удаление модулей друг от друга превышало 175 км»
[4].
Испытательный полёт лунного модуля А-10 [5], по выражению автора [4], в
отношении испытаний лунного модуля представлял «одно и то же» по сравнению с
программой А-9, но происходил он на окололунной орбите.
Итак, «сначала спускались, а потом полетели «домой». И это называется
«имитировался весь процесс высадки на Луну». Представьте себе, что к аэродрому
приближается самолёт. Он сначала снижается, даже выпускает шасси, но затем
разворачивается и улетает «домой». И где в этих действиях «высадка», то есть, в
данном примере, посадка на посадочную полосу? И где взлёт с этой полосы?
Не испытан по главному назначению
Таким образом, лунный модуль не испытывался по своему главному
предназначению – посадке на Луну и взлёту с неё.
Посадка – один из самых опасных этапов космического полёта [6]. Почему же
НАСА рискнула отправить на Луну астронавтов, не испытав лунный модуль в
автоматическом режиме по его главному назначению? Ведь в том, что касается
других новых космических кораблей, НАСА проявляла самый осторожный подход.
Например, опытный образец космического многоразового челнока, предназначавшийся
для отработки спуска в атмосфере и планирующей посадки, сбрасывался со
специально переоборудованного самолёта-носителя «Боинг-747» 17 (семнадцать!)
раз [7]. И это не помешало челноку «Колумбия» потерпеть в феврале 2003 года
катастрофу именно в тот момент, когда корабль шёл на посадку.
К лунному модулю положение об опасности посадки относится в не меньшей
степени. Напомним, что, как отмечалось в начале раздела, незадолго до начала
полётов «лунных» «Аполлонов» разбились при посадке на Луну два из семи
аппаратов мягкой посадки типа «Сервейер». А «Сервейер» – это аппарат в 50 раз
более лёгкий, чем лунный модуль и несравненно менее сложный. Не говоря уже о
том, что «Сервейерам» не надо было взлетать.
Поскольку лунный модуль нельзя было испытать на посадку в земных условиях,
то оставалась единственная возможность испытать его – совершить посадку и
последующий взлёт с Луны в автоматическом режиме.
Сажать людей в аппарат, минуя такие автоматические испытания, значит,
подвергать их жизнь неоправданному риску. Парашют над Нейлом (илл.1б)
напоминает, как сложно и опасно управлять даже упрощённым аппаратом, отдалённо
напоминающим лунный модуль (три из пяти разбились). Но никаких
беспилотных испытаний лунного модуля на посадку и, тем более, взлёт с Луны,
НАСА не проводила.
«Мы не должны никогда забывать, что это крайне рискованное задание» –
говорил тогдашний директор НАСА Томас Пейн о полётах на Луну [4]. И, тем не
менее, руководимая тем же Пейном НАСА, поручает астронавтам “прилуниться” в
неиспытанных по основному назначению модулях. И астронавты, только что
разбившие несколько примитивных имитаторов лунных модулей, соглашаются, и шесть
раз подряд демонстрируют на Луне искусство безаварийного взлёта и посадки.
Есть одно возможное объяснение и «лёгкомысленного» подхода НАСА к испытаниям
лунного модуля, и чрезвычайной смелости астронавтов, выразивших готовность
садиться на Луну в неиспытанном модуле при наличии «за плечами» разбитых
летательных тренажёров. Всё это становится понятным, если на самом деле, во
время полётов «лунных» «Аполлонов» никакие модули на Луну не летали.
Челнокам предстояло взлетать и приземляться, и их испытывали на посадку 17 раз.
А лунному модулю не суждено было сесть на Луну, так зачем ему настоящие
испытания? Достаточно в глазах общественности «имитировать весь процесс высадки
на Луну». И астронавтам смелыми легко казаться, когда знаешь, что полёт
начнётся выходом на околоземную орбиту, а закончится спуском с неё. Тогда
рискуешь не более чем другие околоземные астронавты.
Впрочем, всё это догадки, предположения и сомнения. Но поскольку эти
сомнения не беспочвенны, то они побуждают внимательнее познакомиться с теми
материалами, которые представила НАСА в подтверждение своих рассказов об
испытаниях лунного модуля. Рассмотрим для примера киноэпизод, снятый, согласно
НАСА, астронавтами А-9 во время их полёта по околоземной орбите. Именно в этом
полёте, по данным НАСА, были проведены первые пилотируемые испытания лунного
модуля.
Сомнительные кадры из хроники испытательного полёта
«Аполлона-9»
Илл.2. Корабль А-9 с пристыкованным лунным модулем, из люка
высунулся астронавт Д. Скотт; на вставке: астронавт
Р. Швейкарт в открытом космосе, стоит на подножке лунного модуля
На илл.2 показан монтаж автора из двух снимков НАСА [8]. На главном плане –
корабль А-9 с пристыкованным лунным модулем (прямоугольная конструкция на
переднем плане). Из люка высунулся астронавт Д. Скотт. В это время
другой астронавт, Р. Швейкарт тоже вышел в открытый космос и разместился
на площадке лунного модуля (вставка). «Скотт, высунувшись из люка, снимал
Швейкарта, который … тоже вёл киносъёмку» [4].
Очень красивые кадры, а теперь посмотрим киноэпизод, который согласно
описанному сюжету снял астронавт Швейкарт ([ф2], [ив12]).
Кружат ли в космосе воздушные вихри?
Илл.3. Кадр из киноэпизода: астронавт Д. Скотт
высовывается в открытый космос
Вот астронавт Скотт (илл.3), высунувшись из люка, совершает какие-то
действия. Нас в этом эпизоде интересует белый лоскуток какой-то ткани или
фольги, который виден недалеко от руки астронавта. Проследим за его движением
по кадрам, представленным на илл.4.
Момент, соответствующий кадру 4а принят за начало отсчёта времени. На кадре
4д в поле зрения попадает другой лоскут. Он зачёркнут красной линией, чтобы на
него не отвлекалось внимание. В безвоздушном космическом пространстве ничто не
мешает предметам двигаться по инерции и поэтому любой выброшенный из корабля
предмет удаляется от него по прямой линии. Но выброшенный лоскут движется явно
по непрямой, ломаной линии 1-2-3-4-5. Всё происходит так, как будто этот
лоскут кружится в вихре воздуха. И вихрь этот достаточно энергичен: лоскут
проделал свой извилистый путь за 0,36 с. Невооружённый глаз не успевает
«схватить и понять», что происходит. Не поэтому ли режиссёры этого эпизода
спокойно выпустили его на экран?
Илл.4. Выброшенный из кабины лоскут движется зигзагом
Вот ещё одна серия кадров на эту тему (илл.5). Здесь другой лоскут всего за
0,5 секунды описывает почти замкнутую траекторию. Что его кружит, если не
воздушный вихрь?
Илл.5. Этот лоскут движется по замкнутой траектории
Наконец, серия кадров (илл.6) показывает возвращение выброшенного лоскута.
Сначала он удаляется от корабля (илл.6а, б), а затем и вовсе исчезает за кромкой
крышки люка (илл.6в).
Илл.6. Лоскут возвращается из «космоса» в кабину корабля
Проходит 3 секунды, и лоскут появляется вновь из-за крышки люка
(илл.6 г, д). Он отскакивает от шлема астронавта (илл.6е) и исчезает из
кадра. А что заставило его вернуться, если не движение воздуха?
Строго говоря, лоскуты на кадрах 6а,б и 6 г,д,е могут быть и разными:
то есть, улетел один лоскут, а прилетел другой. Но это не снимает вопрос,
потому что в космосе все выброшенные из корабля предметы только удаляются от
него, здесь жёстко действует правило: «что с воза упало, то пропало».
Весь киноэпизод с высовыванием астронавта Скотта из люка длится 40 секунд, а
лоскуты он начинает вышвыривать на 25-ой секунде. Значит, всё это время вокруг
корабля кружат таинственные вихри. Неужели вокруг этого корабля – не космос?
Способна ли НАСА на подделку выхода в открытый
космос?
После того, что мы только что увидели, возникает вопрос, неужели НАСА
способна на подделку эпизода выхода в открытый космос? И очень похоже на то,
что ответ здесь будет утвердительным.
Тем более что, как оказывается, НАСА практиковала такие приёмы и раньше, ещё
при освещении полётов кораблей «Джемини».
Илл.7.
а) Р. Рене рассказывает о книге астронавта Майкла
Коллинза «Неся огонь»
Ниже – так выглядят иллюстрации из книги, после процедуры сопоставления,
выполненной Р. Рене:
б) астронавт М. Коллинз в самолёте во время тренировки
в условиях невесомости
в) астронавт М. Коллинз «выходит в открытый космос» из
корабля «Джемини-10»
Вот что рассказывает об одном из таких «выходов» Р. Рене, автор книги
«НАСА прилунила Америку» (илл.7 и [ф1], [ив13]):
«Когда я начинал своё расследование, мне попалась книга астронавта Коллинза
(илл.7а). В ней была фотография его тренировки в самолёте в условиях
невесомости (илл.7б) и фотография выхода в открытый космос во время полёта
космического корабля «Джемини-10» (илл.7в). Я внимательно рассмотрел обе эти
фотографии и, хотя они отличаются по размерам и имеют зеркальное изображение,
мне показалось, что здесь что-то не так. Я отправился в профессиональную
фотостудию и попросил, чтобы они перевернули фото из тренировочного самолёта, а
вторую фотографию увеличили так, чтобы оба снимка были одинакового размера. Это
было сделано и оказалось, что обе фотографии полностью идентичны вплоть до
внутренней части самолёта. То есть обе фотографии сделаны в одном и том же
месте, а, именно, в самолёте. Коллинз парил не в открытом космосе. Кому
нужна эта ложь?».
Итак, Р. Рене пришёл к выводу, что данный выход в открытый космос –
подделка. Кому же она нужна, спрашивает Р. Рене. Вот здесь можно с
достаточной долей уверенности ответить: в напряжённых условиях лунной гонки
такая подделка (разумеется, нераскрытая) могла принести существенный
психологический выигрыш НАСА.
В наше время выходы астронавтов в открытый космос стали привычным делом. А в
начале эры пилотируемых полётов каждый такой выход был событием. И дело тут не
только в необычности и опасности самого выхода в космос. Способность к
осуществлению таких выходов могла оказаться очень полезной при возникновении
нештатных ситуаций во время полёта и при проведении сложных работ, в которых
без таких выходов трудно обойтись. Поэтому количество выполненных выходов в
космос служило важным показателем при оценке уровня космонавтики. Вскоре после
полёта А-8, размышляя о состоянии советской космической программы,
Н. П. Каманин [9] на основании данных, опубликованных НАСА, с
беспокойством пишет о том, что американцы в рамках программы «Джемини» обогнали
СССР по числу выходов в открытый космос. Руководитель советских космонавтов, приходит
к выводу, что этот и некоторые другие американские данные демонстрируют «наше
большое отставание от США в космосе».
Так что сообщения НАСА о большом числе выходов американских астронавтов в
космос играли важную роль: они поощряли среди советских космических
специалистов настроения уныния и ожидания неминуемого проигрыша в лунной гонке.
А вселить неуверенность в соперника – это уже половина дела для победы над ним.
Мысль же о том, что, по крайней мере часть «выходов в космос» подделана так же,
как подделан эпизод с выходом в космос М. Коллинза, тогда никому не
приходила в голову.
История, рассказанная Р. Рене, наводит на следующие размышления:
Если НАСА потребовался такой подлог, то не говорит ли это о том, что на
самом деле у американцев дело с выходами в космос обстояло из рук вон плохо?
Тем более что никак нельзя быть уверенным, что обнаружены все подделки,
подобные «выходу М. Коллинза в космос».
Если НАСА «изобразила» выход в космос М. Коллинза из «Джемини-10», то
почему она не могла аналогичным образом «изобразить» «выход» в открытый космос
астронавтов Д. Скотта и Р. Швейкарта из «Аполлона-9»? Таинственные
воздушные вихри вокруг А-9, обнаруженные в рассмотренном киноэпизоде, делают
эту возможность очень вероятной.
И, если НАСА пошла на то, чтобы изобразить выход астронавта Д. Скотта
методами кино, то не говорит ли это о том, что реальная программа полёта А-9
была далека от той, которую представила НАСА?
В общем, достоверность информации НАСА о полёте А-9 вызывает большое
сомнение. И как в этом свете доверять информации НАСА об остальных испытаниях
лунного модуля (А-5 и А-10)?
* * *
Подведём итог раздела:
1. Лунный модуль не испытывался по своему главному назначению – посадке
на Луну и взлёту с неё.
2. Изучение материалов полёта А-9 показало, что есть основания
сомневаться в том, что даже объявленная НАСА куцая программа испытаний лунного
модуля (манёвры вместо посадки) была в действительности выполнена.
Что ж, нам ничего не остаётся, как, сидя в неиспытанном модуле, приступить
вместе с астронавтами к посадке на Луну.
Используемые печатные источники и сайты Интернета
1. В. М. Грибов. «Давайте сфотографируем их следы», «Дуэль»
№ 20/265, (2002)
2. http://www.skeptik.net/conspir/append3.htm – исследование
Луны автоматическими. аппаратами в 1958—76 гг
3. ПКЩ – «Летали ли американцы на Луну?»
http://www.skeptik.net/conspir/moonhoax.htm,с.59
4. Я. Голованов, «Правда о программе APOLLO», М.: Яуза –
ЭКСМО-Пресс, 2000 г, глава 5, с.,с. 94—95, 125, 128,
130 134—138, 148. Эта книга есть в Интернете: http://www.epizodsspace.narod.ru/bibl/golovanov/apollo/06.html
5. НАСА
http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/apollo.precurs.html о полётах
А-9 и А-10
6. Энциклопедия «Космонавтика». Под научной ред. академика
Б. Е. Чертока. М.: Аванта+, 2004, с.390
7. http://www.buran.ru/htm/shuttle.htm – история разработки
многоразовой космической системы «Спейс Шаттл»
8. НАСА
http://www.apolloarchive.com/apollo_gallery.html («the project apollo
image gallery») далее
apollo-9
9. Каманин Н. П. Скрытый космос: 4-я книга – М.: ООО ИИД
«Новости космонавтики», 2001 г. – 384 с.
http://www.epizodsspace.narod.ru/bibl/kamanin/kniga4/obl-4.html, запись от
5 января 1969 года
Ссылки на используемые иллюстрации
1. а) [3] б) [ф1] в) [ф3],
2.
http://www.apolloarchive.com/apollo_gallery.html («The Project Apollo Image
Gallery») далее
Apollo-9 далее а) as9-20-3064 б) as9-19-2994
3-6. [ф2], см. ролик ив12 на Интернет-сайте книги
7. [ф1], см.ролик ив13 на Интернет-сайте книги
ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ