Панамский канал
110 лет назад правительство
США приобрело "навечно"
всю зону будущего Панамского
канала за символическую цену, размером с годовую арендную плату, что позволило начать строительство величайшего судоходного канала за всю историю человечества. К этой дате мы
подготовили обзор самых выдающихся судоходных каналов планеты.
Этот канал называют
венцом инженерной мысли своего времени,
величайшим каналом в истории
человечества и одним из наиболее важных водных экономических объектов. А ещё Панамский канал известен как «Мост двух
Америк».
Панамский канал, соединяющий
Тихий и Атлантический океаны,
- это система шлюзов и водозаборников, которые «выравнивают» уровень моря между двумя океанами. Этот канал, протяжённость которого 77 км, был открыт 12 июня 1920 года, но и сегодня остается одним из важнейших судоходных путей, представляющих огромную экономическую ценность. Его строительство, стало одним из наиболее сложных и емких проектов в истории человечества.
Известен факт, что символическое нажатие кнопки для открытия канала произвёл 28-ой президент США Вудро
Вильсона прямо из своего кабинета. Что для того времени было фактом беспрецедентным. После нажатия кнопки сигнал ушёл по телеграфу в Панаму и взрывчатка
на плотине детонировала. Взрыв привёл к тому, что воды искусственного
озера Гатун заполнили канал
Кулебра, и суда смогли курсировать между Тихим и Атлантикой. Сегодня Панамский канал не только важнейший судоходный путь, но и популярный туристический объект.
Суэцкий канал
Открытие канала соединившего Средиземное море и Красное море состоялось в 1869
году. Суэцкий канал является условной границей между Африкой и Евразией. Задумывался канал как альтернативный морской путь из Средиземноморья в Индийский океан. Его протяженность
163 км, ширина по дну колеблется
от 45-60 метров, а глубина около 20 метров. Канал является важным экономическим и стратегическим объектом, соединяя два крупных порта: Суэц и Порт-Саид.
Сегодня Суэцкий канал,
наряду с добычей нефти и
туризмом, - один из главных
источников дохода Египта. За сутки по каналу проходит
в среднем 48 судов, а чтобы преодолеть канал потребуется порядка 14 часов.
Беломорско-Балтийский канал
Беломорско-Балтийский канал (Беломорканал) возводили заключенные ГУЛАГа. Строительство этого канала стало настоящей трагедией для отечественной истории и символом индустриализации.
Канал был построен в рекордные сроки (за 1 год и 9 месяцев) и стал важной водной артерией
для судоходства, коей является и сегодня. Общая протяжённость Беломорско-Балтийского канала от Онежского озера до Белого моря
227 км, глубина 4 метра, ширина 36 метров. Канал включает 19 шлюзов.
В СССР в 1932 году были выпущены
папиросы «Беломорканал»
с очень высоким содержанием смол, ставшие популярными из-за своей низкой цены.
Среднегерманский канал
Свой канал-гигант
есть и в Германии. Называется он Среднегерманский
канал и является важной судоходной артерией, соединяя Рейн через канал Дортмунд-Эмс
и канал Рейн-Херне с такими реками как Эльба, Везер,
Эмс и озером с Одером. Длина
Среднегерманского канала -
325,7 км. Известен этот
канал чрезвычайно живописными
видами на его берегах, что привлекает
в эти места много туристов, а так же мостами
и необычными постройками
для переправы судов. Наиболее известны на этом канале Минденский и Магдебургский судоходный каналы, которые и по сей день привлекают толпы зевак.
Гёта-канал
Гета-канал – водный
путь, соединивший в первой половине 19-го века Балтийское и Северное море. Канал
представляет собой кратчайший путь между этими морями. Канал был открыт 26 сентября 1832, принадлежит Швеции и не одно десятилетие прослужил верой и правдой ее торговым интересам.
Однако, со временем тоннаж торговых судов изменился и надобность в канале угасла. Протяженность
Гета-канала, на котором, кстати, расположено 58 шлюзов, - около 420 км. Сегодня Гета-канал стал объектом интереса
туристов, любителей водных прогулок и парусного спорта. Каждый год, здесь собираются тысячи туристов и спортсменов.
Клонг
Клонг – сложнейшая
система каналов, «Азиатская
Венеция» раскинувшаяся в центральной части равнины Таиланда. На протяжении столетий Клонг был главным
водным путём в Таиланде. Только благодаря этой системе каналов торговцам и путешественникам
удавалось попасть из одного
уголка страны в другой. К великому сожалению, с развитием судоходства, из-за своих инженерных
характеристик Клонг перестал
представлять какой-либо экономический
интерес. Многие каналы этой системы
были засыпаны уже в наше время. Вернуть былую славу
каналом удалось благодаря развитию
в стране туризма.
Августовский канал
Августовский канал является
судоходным путём межу Польшей и Беларусью. Этот памятник гидротехнического
зодчества соединяет реку
Вислу с рекой Неман и расположен в охраняемой зоне ЮНЕСКО. Протяжённость канала – 101 км. Он включает в себя сложную систему шлюзов и разводных мотов.
Инициаторами строительства Августовского канала стали Ксаверий Друцкий-Любецкий министр финансов Польши и Станислав Сташиц, польский общественный деятель. Решение о строительстве этого канала принял
лично император Александр І, после того, как проект, подготовленный на 500
листах группой военных инженеров, возглавляемой Игнатием Прондзинским, был рассмотрен специальной технической комиссией в Петербурге. Необходимость в строительстве канала возникла после того, как в первой четверти 190-го века Пруссия ввела для морских грузоперевозчиков, направлявшихся в порты Балтики, высокие таможенные пошлины.
Известно, что на строительстве Августовского канала работало более 7 тыс. рабочих
разных национальностей: русские, белорусы, поляки и евреи. В документах того времени сохранилась информация, что евреи на строительстве
канала занимались самой, пожалуй трудоёмкой и грязной, но при этом и самой высокооплачиваемой работой - вычерпывали воду из канав.
Достаточно долгое время по Августовскому каналу вёлся сплав леса. Ходили по
каналу и «берлины» - деревянные
суда которые перевозили товары. При движении против течения использовали лошадиные упряжки, а
иногда и бурлаков.
Сегодня Августовский канал
– своеобразная Мекка для туристов
водников, которые стремятся сюда со всего мира.
Коринфский канал
Коринфский канал, длина
которого всего 6 км, считается самой короткой судоходной артерией. При этом глубина и ширина позволяют пройти
по нему даже самым большим кораблям, а переоценить его важность для греческого судоходства просто невозможно. Своей актуальности он не потеряет хотя бы потому, что привлекает большое количество туристов. Фирменная фишка Коринфского канала его высокие стены – до 76 метров над водой. Коринфский канал впечатляет с любого ракурса и является настоящим раем для экстремалов.
С Коринфским каналом связан
весьма необычный рекорд. Перепрыгнуть этот канал мечтали многие райдеры, а осуществить мечту экстремалов смог Робби Мэддисон. В 2010 году он разогнался до скорости 125 км/ч
на своей «Хонде CR500», пролетел над каналом и приземлился
на его противоположной стороне.
Максимальная высота прыжка - 95 метров. Мэддисон рассказывал, что самой сложной
для него оказалось преодолеть
полосу разгона и своё
страх.
Каледонский канал
Каледонский канал некогда
был важным торговым и транспортным объектом для Великобритании. Сегодня же этот канал – место для туристических прогулок на речных теплоходах и
баржах. Этот живописный шотландский канал соединяет два известных озера ледникового типа – Лох-Несс и Лох-Лохи. Путешествовать по этому каналу можно с марта по октябрь.
Кильский канал
Кильский канал, соединяющий Балтийское и Северное моря, расположен в Германии. Название своё он получил в честь одноименной бухты и города Киль. Сегодня
этот канал протяженностью
98 км и шириной более 100
м, является одним из наиболее загруженных каналов Европы. Используется канал с 1895 года. Движение на этом канале организовано с немецкой пунктуальностью, а все крупные суда обязательно сопровождает лоцман. С завидной частотой на канале устроены паромные переправы. Примечательно то, что до 1948 года он носил другое
название - Канал кайзера Вильгельма.
http://www.novate.ru/blogs/181213/24865/