ВОЗНЕСЕНИЕ И ТРОИЦА в народных традициях
Вознесение Господне (Вознесение) и День Святой Троицы (Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа) -
одни из главных христианских праздников, входящих в православии в число двунадесятых праздников.
Первый отмечается в 40-й день по Пасхе, в честь вознесения Иисуса Христа во плоти на небо и обещания о Его втором пришествии.
Троица же отмечается Православной церковью в 50-й день по Пасхе.
Своё название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов,
которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса.
Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога — «Бог Отец творит мир,
Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви».
При всей изначальной исторической связи этих праздников с христианством
в народе они также прочно связаны с давними традициями, язычническими обрядами, природопоклонению, идущими из глубины столетий.
Весенние переходящие праздники - Вознесение и Троица принадлежат к
числу тех, с которыми связано много примет и народных обычаев. Хотя, в
зависимости от дня Пасхи, время их празднования разнится год от году весьма
значительно, но это не изменяет общего их смысла: приходи они раньше или
позже - это прежде всего праздники торжествующей весны, на пороге
наступающего лета, когда природа как бы празднует вместе с человеком свое
возрождение. Благодаря этому и связанные с нами обычаи имеют особую
поэтическую окраску, отразившуюся в песнях, в играх, в обрядах и поверьях.
"К Вознесеньеву дню все цветы весенние расцветают"
Вознесение, празднуемое через 40 дней после Пасхи (включая сам день Пасхи), приходится - самое
раннее - на 13 мая, самое позднее - 16 июня. Народ говорит: "Не приходится Вознесение в среду, а в четверг", что
естественно, так как Пасха празднуется в воскресенье.
Троица, празднуется через 50 дней после Пасхи (включая сам день Воскресения Христова), поєтому тоже всегда приходится на воскресенье, а
Самая ранняя Троица бывает 23 мая, а самая поздняя - 26 июня.
Ночь под Вознесение - соловьиная, соловьи громче и звонче поют, чем во
все остальное время. "В эту ночь ловить соловьев большой грех - кто поймает,
тому во весь год ни в чем спорины (удачи) не будет". На Вознесение пекут
пироги с зеленым луком, как первой весенней огородиной. На этот праздник
завивают березку: "Не завянет до Троицы - проживет целый год тот, на кого
она завита, а девка до году выйдет замуж".
С Вознесеньева дня считается полный расцвет весны и как бы ее окончание
и переход к лету: "К Вознесеньеву дню все цветы весенние расцветают".
"Цвести весне до Вознесения". "Дошла весна до красна до Вознесения - тут ей
и конец". "Весна о Вознесение на небо возносится, на отдых в рай пресветлый
просится". "И рада бы весна на Руси вековать вековушкою, а придет
Вознесеиьев день - прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху
уберется". "Придет Вознесеньев день, сбросит весна-красна лень, летом
обернется - прикинется, за работу в поле примется". "С Вознесеньева дня
весна потом умывается, честному Семику кланяется, на Троицу-Богородицу
из-под белой ручки глядит". "С Пасхи до Вознесения всему миру свиденье: и
дедам, и внукам, и раю, и мукам".
Как и на Егорьев день (6 мая), считают, что вознесенская роса - целебная. "Если
над вознесенскою росою пошептать слово заветное, которое знают только старые
бабы-знахарки, да выпить болящему дать, всякое лихо как рукой снимет".
Из метеорологических примет известны две: "На Вознесение хорошая
погода - к урожаю (и наоборот)". "Вознесение с дождем - Илья с грозой".
Семицкая неделя - семик. Седьмая от Пасхи неделя называется семицкой, а
седьмой от Пасхи - следующий за Вознесением - четверг - семиком (русалкин
день). Семицкая неделя - русальная, зеленая, зеленые святки. Считали: "На
русальной неделе купаться опасно - русалки защекочут". В семик девушки ходят
в лес - русалку или кукушку крестить.
На русалку (семик) завивают, на Троицу развивают венки, березку.
Семицкая суббота - кличальный день, проводы русалок. В русальную субботу
усмиряют водяного.
Елена Юркина "Хоровод на Троицу"
Троица - один из самых больших праздников в годовом народном календаре
и празднуется на пятидесятый день Пасхи. Праздник был связан с древним
славянским культом поминовения, почитания предков и прославления
расцветающей природы. Символом этого расцвета была молодая березка.
Троицкий праздник начинался с семика (седьмою четверга после Пасхи, то
есть на пятидесятый день). В этот день девушки шли в лес, сплетали себе
венки, "завивали" березку - сплетали березовые ветви. К этому дню украшали
зеленью избы и дворы. Водили красочные хороводы, пели обрядовые песни,
гадали о замужестве и девичьей судьбе.
На Троицу было принято украшать церкви, избы, дворы и даже улицы свежими травами, цветами и ветками. Особое место уделялось молодым берёзовым ветвям.
Абакумов М.Г. "На Троицу"
В Троицкую субботу семьями шли на
кладбище. Могилы заботливо украшали венками и березовыми ветками: "Про отцов
помнить от века завещано".
Примет на Троицу мало: "На Троицу дождь - много грибов". "Троица с
кормом". "Если поставленные на Троицу для украшения березки через три дня
еще свежи, то ожидай мокрого сенокоса".
На следующий за Троицей понедельник приходится Духов день. Говорили: "С
Духова дня не с одного неба - из-под земли тепло идет". "Придет Свят Дух,
будет на дворе, как на печке". Как и на Троицу, в Духов день завивали
березки, бросали венки и т. п. Духова дня как огня страшится всякая нечисть.
Перед солнечным восходом на Духов день мать сыра-земля открывает свои тайны,
почему в этот день, помолясь Святому Духу, идут "наслушивать клады".
|